Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации обучающихся
В стратегии развития воспитания в РФ в период до 2025 года большое внимание уделяется профессиональному самоопределению подрастающего поколения и реализуется посредством:
• воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
• формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
• развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Дополнительное образование расширяет возможности ребенка и способствующее развитию его личности.
Дополнительное образование детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов.
Партнёрские отношения в реализации программ профессионального обучения могут выстраиваться как с семьёй, так и с промышленными предприятиями нашего города и Екатеринбурга, с общественными организациями и объединениями, с учреждениями профессионального образования, культуры и спорта, СМИ.
Каковы же механизмы включения системы дополнительного образования в профориентационную работу общеобразовательных школ? Это:
1. Технологии интеграции в учебном процессе которые, способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию их субъектной позиции через включение познания форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде:
• комплексных занятий: интегрированный урок, творческий отчёт, общественный смотр знаний;
• проектов: информационных, творческих, исследовательских;
• игр: деловых (урок – исследование, урок – экскурсия), познавательных ;
• предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…)
2. Технологии внешней интеграции в виде:
• организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей;
• организации и проведения совместных интегрированных дел: коллективных творческих, общественно – полезных;
• организации и проведения совместных интегрированных игр, конкурсов.
Целью сетевого взаимодействия школы, «ЦО и ПО», промышленных предприятий , высших и средне-технических заведений является создание условий, способствующих профессиональному самоопределению, профессиональной ориентации учащихся через вовлечение в многообразие промышленной среды Артемовского района и Свердловской области.
Такое тесное сотрудничество позволяет решать такие задачи, как:
• Помощь подросткам в систематизации представлений о современном производстве;
• Расширение кругозора о перечне профессий, возможностях обучения этим профессиям;
• Развитие мотивации подростков к познанию и наглядному изучению объектов промышленности, выявление интересов;
• Формирование у школьников стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии;
• Подготовка молодежи к осознанному профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе.
Программой профориентации предусмотрено вовлечение подростков в различные формы работы:
• анкетирование на предмет выявления интереса при выборе профессии;
• участие в днях открытых дверей ВУЗов и колледжей;
• посещение мастер-классов с профессиональными пробами в учебных заведениях г. Екатеринбурга и Артемовского района;
• творческие смены со специалистами - представителями профессий;
• конкурсы профмастерства;
• проектная деятельность учащихся;
• цикл досуговых мероприятий;
• участие в региональных чемпионатах Ворлдскиллс Россия Юниор, областных конкурсах среди школ г.Екатеринбурга и Свердловской области и Гастрономических фестивалях;
• профориентационное анкетирование и консультирование с привлечением специалистов Центра Занятости.
Целевая аудитория – учащиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Артемовского муниципального района. В группах профессионального обучения обучается 98 человек по направлению «Хлебопекарное производство».
Для привлечения подростков проводятся дни открытых дверей Центра образования, где они могут, погрузившись в реальные профессиональные пробы, определится с выбором профессии. В процессе обучения по выбранной специальности проводяться экскурсии на предприятия, в учреждения, организации для ознакомления с технологическим процессом производства – это Артемовский хлебозавод, пекарни ИП Потоскуева В В, Петровой Т В, Саутина И И. Погружение в профессию «пекаря» с отснятием видеоматериала , как закрепление изученного материала , приобретенных умений и навыков прохождение учебной и производственной практики непосредственно на пищевых предприятиях города и поселка. Важную роль играют конкурсы профмастерства и проектная деятельность учащихся, которые с интересом принимают в них участие. Первый этап – это соревнования внутри группы, выявляются одаренные и целеустремленные обучающиеся. Дальше идет продвижение на муниципальном, и областном уровнях. Достигнуты результаты при участии в:
- Муниципальном конкурсе профмастерства: компетенция «поварское дело» (первое и второе место);
- Гастрономическом Фестивале (золотая медаль Мальцева Влада);
- Областном фестивале по кулинарии среди школ Екатеринбурга и Свердловской области (второе и третьи места).
Учащиеся дважды принимали участие в Региональном Чемпионате Ворлдскиллс Россия в 2017 и 2018 годах. Основная миссия юниорского движения WorldSkills Russia - дать школьникам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда. Юниорские турниры WorldSkills позволяют, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.
Подготавливая участников к такого уровня соревнованиям, преподаватель не только поднимает профессиональный уровень конкурсанта, но и сам растет профессионально постоянно учась чему-то новому.
Как результат – я получила свидетельство об окончании Академии Ворлдскиллс с присвоением права - участия в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс и в качестве эксперта на региональных Чемпионатах.
Для дальнейшего профориентирования обучающихся мы проводим расширенный День Открытых дверей учебных заведений Екатеринбурга и Свердловской области. Наряду с этим , тесно сотрудничаем с Екатеринбуржским экономико-технологическим колледжем, «Техникумом индустрии питания и услуг «Кулинар», Уральским государственным экономическим университетом. Это выездные мастер-классы , которые проводят преподаватели, посещение учебных заведений в Екатеринбурге, участие в различного плана проектах , конкурсах и соревнованиях.
Заканчивая обучаться в «ЦО и ПО» многие мои выпускники приходят к твердому осознанию того, что специальность выбрана правильно. И подтверждение тому, студенты АКТП, техникума «Кулинар» г.Екатеринбург, Алапаевска – будущие технологи общественного питания технологи хлебопекарного и кондитерского производства, повара и рестораторы.
Инновационные формы сетевого взаимодействия
-
Инновационные формы сетевого взаимодействия
Подписано электронной подписью:
Холоткова Наталья Александровна МАОУ ДО ЦОиПО