К содержанию

 

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

 

Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Коммунальная, д. 10
Телефон: +7 (34363) 54-900
E-mail: coipo@coipo.ru
Режим работы:
ПН-СБ: 08.00-20.00
Обед: 12.00-13.00
ВС: выходной
Прием по личным вопросам: понедельник 15.00-17.00
 

 

Главная / Педагогам / Профилактика ПАВ

Профилактика ПАВ

Осторожно ПАВ!

Первые признаки употребления ПАВ

Как известно, наркомании и токсикомании трудно лечить и поэтому крайне актуальной является задача раннего выявления употребления психоактивных веществ еще на начальной стадии.

В помощь педагогам, психологам разработаны следующие методические рекомендации по выявлению первых признаков употребления ПАВ.

При раннем выявлении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, токсические вещества профилактическая работа может проводиться психологом и врачом- наркологом, как в наркологических учреждениях, так и в учреждениях образования.

Педагоги, психологи учреждений образования вместе с врачами-наркологами и  сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних полиции должны объединять свои знания, учитывать все социально-психологические аспекты поведения подростков и факторы риска, способные спровоцировать употребление ПАВ:

  • преморбидные особенности характера (аффективная неустойчивость, импульсивность, нестабильность отношений, преобладающие чувства одиночества, пустоты, неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей, недостаточный самоконтроль и самодисциплина и т.д.);
  • фактор нарушенной семейной системы (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.д.);
  • склонность к девиантному и делинквентному поведению;
  • наличие задержки психического и физического развития;
  • негативное влияния на подростков групп сверстников;
  • злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами в семье несовершеннолетнего.

Особое место в работе по профилактике занимает формирование круга интересов подростка, с учетом его склонностей и способностей, оказание воспитательных воздействий и осуществление постоянного ненавязчивого контроля за поведением подростков при помощи значимых для нихлюдей. В реализации дифференциального подхода к подросткам хорошим подспорьем являетсяпатохарактерологическийдиагностический опросник  (ПДО).

Зачастую педагогам и психологам трудно ответить на вопрос: употребляет ли человек наркотические вещества. Для того чтобы развеять свои сомнения и подозрения, предлагаем вам ознакомиться с первыми признаками употребления психо-активных веществ.

Первые настораживающие признаки употребления ПАВ:

  1. Опьянение без запаха спиртного;
  2. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды;
  3. Нарушение сна: много спит или перестает спать;
  4. Периодически много ест или совсем теряет аппетит;
  5. Частые смены настроения, чрезмерная эмоциональность, которая может

сменяться «уходом в себя», депрессией;

  1. У ребенка постоянный насморк, он шмыгает носом и трет нос;
  2. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье;
  3. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа;
  4. Частые «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми людьми;
  5. Резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий;
  6. Потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;
  7. Потеря старых друзей, не желание находить новых;
  8. Постоянно просит денег, не говорит на что;
  9. Долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи;
  10. Изменилась речь, появились незнакомые слова;
  11. Избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время;
  12. Стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

Среди вещей вас должно насторожить обнаружение:

  1. Папиросы;
  2. Кусочки фольги;
  3. Приспособления похожие на курительные трубки, только меньших размеров;
  4. Банки с дырочками, пипетки;
  5. Капли для глаз (обычно используют для предотвращения покраснения глаз);
  6. Закопченные ложки;
  7. Шприцы;
  8. Игла от шприца;
  9. Резинка для внутривенных инъекций;
  10. Пузырек с таблетками;
  11. Ампула с лекарствами;
  12. Пустая упаковка из-под лекарств;
  13. Простые ампулы;
  14. Кусочки ваты с высохшим лекарством;
  15. Бритвенные лезвий со следами белого порошка или бурой грязи;
  16. Пузырьки с марганцовкой;
  17. Бутылки с уксусом, ацетоном, пятновыводителем, другими химикатами.

Типичные признаки зависимости от наркотиков:

  1. Следы инъекций по ходу вен;
  2. Периодическая смена цвета глаз (красные, помутневший белок);
  3. Слишком узкие или слишком широкие зрачки (при свете не изменяет форму);
  4. Неестественный блеск глаз;
  5. Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха

алкоголя;

  1. Рецепты 086 Юuc2н~а наркотические вещества;
  2. Пакетики со странным содержимым: порошком, не понятная травяная смесь, сушеными грибами, иностранными однотипными марками;
  3. Используемое химическое оборудование, без проявления интереса к химии, групповые химические эксперименты.

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

Если вы обнаружили у подростков указанные признаки, необходимо поставить в известность родителей и рекомендовать им обязательно обратиться к специалистам!

ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

ВИД ПРИЗНАКИ ПЕРЕДОЗИРОВКА

Опиатная группа

Наркотиков (ГЕРОИН, КРОКОДИЛ И ПР.)

Характерно: сужение зрачков до точечных, которые не расширяются даже в темноте, либо незначительно реагируют на световые раздражители.

Выраженная бледность кожи, наличие следов инъекций, ожогов, ссадин по ходу локализации вен. Выраженная сонливость, вялость, расслабленность.

Характерны движения почесывания (за счет выброса гистамина и расширения сосудов – зуд кожи).

Отмечаются артериальная гипотония, брадикардия, гипотермия, угнетение дыхания, сниженная моторная активность кишечника. Подавление рефлексавыделения мочи. Снижение болевой чувствительности.

Сужение зрачков («точечный зрачок»), не реагирует на изменение освещения.

Сонливость может прогрессировать вплоть до комы. Контакт с ребенком затруднен, реагирует только на болевые раздражители.

Нарушение сердечного и дыхательного ритмов, что может привести к кислородному голоданию и поражению мозга. Падение А/Д до степени коллапса.

Передозировка может привести к смерти.

Марихуана (Гашиш, план, трава)

Характерно: инъекция склер (конъюнктивы глазного резко расширяются зрачки и перестают реагировать на яблока), зрачки расширены; А/Д повышено, пульс учащен. Тонус мышц снижен, мочевыделение затруднено или усиленно. Нистагм, нарушение речевой способности (дизартрия), кожной чувствительности (парестезии). Наблюдается нарушение координации движений, тремор пальцев рук, иногда дрожание всего тела. Нарушается чувство реальности происходящего, нарушается восприятие длительности времени и

пространства. Появляются чувство довольства, эйфория, смех. Обращает внимание дурашливоеповедение и смешливость. Неудержимый смех без повода пригрупповом употреблении наркотика.  Пульс учащается до 120 ударов в мин. Возникает оглушенность, возможно развитие сопора, комы и коллапса. Может развиться острый психоз, протекающий в форме делирия, сумеречного помрачения сознания, аментивного состояния – неадекватное поведение, наличие слуховых и зрительных галлюцинаций, нарушение ориентации во времени, пространстве, собственной личности.

Курительные смеси и аналоги синтетических каннабиноидов

Признаки употребления курительных смесей аналогичны употреблению Марихуаны. Правда сам наркотик гораздо сильнее Марихуаны.

Порождают психические и физические осложнения.

Могут привести к болезням дыхательных путей и раку гортани, ротовой полости. Употребление курительных смесей чревато приступами, потерей памяти, судорогами, потерей сознания и комой.

Психостимуляторы (Амфетамин, Экстази и др.)

Соматическими признаками опьянения являются: выраженная тахикардия, гипертензия, бледность лица, сухость во рту (постоянно облизывают губы). Глаза блестят, расширенные зрачки и не суживаются даже на ярком свете, мелкийтремор пальцев рук, повышенная потливость, влажность кожных покровов. Лицо краснеет. Появляется паника. Страх смерти. Двигательное возбуждение (пострадавший не находит себе места, мечется).

Повышение кровяного давления (вплоть до инсульта при передозировке кокаином).

Усиление сердцебиения. Влажность кожи. Сильная пульсирующая головная боль.

Ощущение сдавливания, ощущение ползания мурашек, ощущение, что «волосы встают дыбом на голове». Приподнятое настроение и повышенная активность вплоть до суетливости. Сон отсутствует. Возможны некоординированные резкие движения, и судорожные подергивания мышц. Раздраженность и агрессивность. Наркотический эффект развивается сразу или через 15—20 мин после введения и длится 6—8 ч. Боль в грудной: клетке.

Пена изо рта. Тошнота, рвота (все перечисленные симптомы могут быть признаками опасного для жизни состояния).

Антидепрессанты, транквилизаторы

Замедленность движений, оцепенение. Сужение зрачков (точечные зрачки).

Хроническое утомление и сонливость. Апатичность, отсутствие интереса к происходящему. Вязкая, смазанная речь с дизартрией. Выраженное расслабление мускулатуры (внешне проявляется в замедленности движений, подгибании коленей, оцепенении, пребывании в неподвижном состоянии в определенной позе -характерна поза «на корточках»).

Медленное поверхностное дыхание. Падение кровяного давления. Ослабление пульса.

Уменьшение частоты сердцебиения. Сужение зрачков (точечные зрачки).

Посинение губ и кончиков пальцев. Бледность и сухость кожи.

Нарушение сознания (от состояния сонливости до полного отсутствия сознания). Тошнота, рвота. Нарушение речи (невнятное произношение). Все перечисленные симптомы могут быть признаками опасного для жизни состояния.

Летучие ингалянты

Характерно: нарушение речи, замедление реакций, сонливость, потеря болевой чувствительности, галлюцинации, бред, потеря способности к ориентации, мышечная слабость, чувствительность к свету. Чувство – эйфории, легкости, невесомости.

Полное не восприятие окружающего. Интоксикация. Сильная депрессия. Боли в груди, мышцах, суставах, потеря памяти. Поражение дыхательных путей, спазм бронхов. Риск развития хронических заболеваний бронхов (бронхиальная астма). Кома, поражение головного мозга, паранойя. Смерть может наступить от удушья (в пластиковом пакете).

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

В случае выявления у подростка указанных симптомов необходимо не медленновызвать медицинского работника, который сможет оценить состояние ребенка и поставить в известность родителей!

Для данного направления работы для педагогов есть ряд методик по убеждению подростков.

 «МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

  1. Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости в доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.

Пример. Считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?

«Ты должен слушать преподавателя, потому что он умней» — противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».

  1. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не сразу, сначала необходимо добиться согласия на каждом этапе.

Пример. Считаешь ли ты, что занятие должно содействовать повышению уровня знаний у обучающихся? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно сначала ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? (Имеется в виду ответ: «Основные — зрение и слух — при условии определенной концентрации внимания»).  Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» студента, успешно воспринимающего информацию?

  1. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего.

Пример. Давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения. Да, пропадает возможность продемонстрировать друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями. Теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Одногруппники будут относиться к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.

  1. Метод «Да, но…»используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашается с собеседником, а после некоторой паузы приводит доказательства недостатков его подхода.

Пример. Можно согласиться с тем, что стертые преподавателем из рабочего компьютера файлы представляли для тебя ценность, и следовало спросить твоего согласия на это. Но давай подумаем: если бы преподаватель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?

  1. Метод бумерангов:собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону. Метод часто неэффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию.

Пример. Согласись, что ты был не слишком вежлив на уроке. — Да, но это потому, что вы были ко мне необъективны. — Нет, я отношусь к тебе как ко всем. — Но вы потеряли мою тетрадь. — Но я дала тебе листок. И т.д.

Убеждение будет эффективно, если:

— осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;

— когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждающего;

— когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;

— когда отсутствуют длинные назидательные (менторские) сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;

— когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;

— когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие.

На сайте цоипо.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы