Метод проектов
24 декабря 2020

«Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить»
Роджер Левин
Каждый из нас часто сталкивается с проектной деятельностью в течение жизни, но иногда не понимает этого. К проектной деятельности можно отнести многие наши занятия: от небольших проектов, занимающих дни или недели (организация дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (подготовка курсовой, дипломной работы) или даже годы (строительство дома).
Проект в образовании сегодня — привычная практика. Основное предназначение проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных обучающимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема- конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Самое решающее звено в реализации проекта - педагог. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом или исследованием позволяет педагогу вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя этапы:
-
Планирование работы над проектом;
-
аналитический этап (этап исследовательской работы обучающихся и самостоятельного получения новых знаний);
-
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
-
презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности обучающихся).
Организовывая проектную деятельность, можно предложить обучающимся следующий алгоритм действий:
Выбор темы проекта.
Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.
Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).
Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).
Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.
Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает обучающимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
Свежие статьи данной категории
9 мая 2025 С Днем Великой Победы!
8 мая 2025 Поздравление и.о. Губернатора Свердловской области Д.В.Паслера
3 мая 2025 Твоя будущая профессия
30 апреля 2025 Поздравление и.о. Губернатора Свердловской области Д.В.Паслера
21 апреля 2025 «Как оградить детей от вовлечения в незаконные финансовые операции»
21 апреля 2025 Пасхальные открытки
21 апреля 2025 Интеллектуальная шкатулка
21 апреля 2025 Советы от юных автослесарей
18 апреля 2025 «Весна прекрасна, когда безопасна»
18 апреля 2025 Дополнительное образование детей: ресурсы развития