Пластилинография
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Программа кружковой работы направлена на ознакомление детей с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографии, принципом которой является создания лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель программы: научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.
Цели программы кружковой деятельности:
- Дать представление о технике изобразительного искусства –
пластилинографии;
- Развивать умение детей создавать выразительные образы
посредством объёма и цвета;
- Расширять представления детей об окружающем мире природы;
- Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательные интересы к ней.
Задачи программы:
- Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику рук
- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы.
К концу года дети:
- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
- Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
- У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.