Из опыта работы педагога ДО "Оценка результатов"
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня достижений обучающихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых обучающимися результатах учебной и практической деятельности;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности педагога;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений обучающихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
Показателем результативности обучения детей в учреждениях дополнительного образования является:
- успешное освоение обучающимися общеобразовательной программы;
- увлеченное отношение к делу, которым они занимаются;
- их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях;
-профессиональная ранняя ориентация.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:
Во-первых, проверка результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т.д., это не дает полной картины работы обучающихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все дети, а в основном способные обучающиеся.
Во- вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью тестов, собеседования в течение учебного года. Для определения успешности и эффективности освоения программы три раза в год провожу диагностику (начальная, промежуточная, итоговая) обучающихся. В основу оценивания результатов диагностики положена десятибалльная система оценки:
- 9-10 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);
- 7-8 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);
- 5-6 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 4-3 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий (низкий уровень);
- 2 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).
Результаты диагностики обязательно фиксирую и завершаю диагностическим анализом результатов, который позволяет выстроить эффективную работу образовательного процесса.
Нам, педагогам очень важно продумать форму оценки практической деятельности обучающихся в течение учебного года. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но и не формировать у них позицию «плохо» или «хорошо». Я использую в своей работе при оценивании деятельности учащихся следующие критерии оценки: - посещаемость (5 баллов) - качество работы (до 10 баллов) - участие в конкурсах, выставках (15 баллов) - дисциплина (до 3 баллов) - уборка рабочего места (2 балла) - и другое.
Также я использую в своей работе другую итоговую оценку достижений обучающихся – присвоение «званий» разного уровня, вручение знаков и медалей. Например, - самая быстрая швея - мисс творческих идей - самая аккуратная швея/вышивальщица - мисс «Золотые ручки» - мастерица.
Главное, чтобы у обучающихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию. Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии я стараюсь подчеркнуть достижения каждого ребенка и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку я использую не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы поставить задачи на следующее занятие.